Часть 3 - Как правильно снимать. - Видеосъёмка,фотосъёмка,Студия PINT

Перейти к содержимому

Главное меню

Часть 3 - Как правильно снимать.

Статьи > Как правильно снимать.

                                Монтаж по направлению движения и взгляда.

                            Один и тот же объект не может двигаться в двух соседних кадрах в разные
                    стороны. Так же плохо будет смотреться, когда снимаемый персонаж смотрит в
                    двух соседних кадрах в разные стороны.

                                 Что же делать, если есть два интересных кадра, где объект движется в разные стороны?
                        Или когда нужно показать объект с разных сторон?

                                 1. Профессионалы в этих случаях используют так называемые "перебивки".
                        Между двумя планами показывают абсолютно нейтральный кадр (или несколько кадров),
                        которые никак не относятся к объектам. Например, главные персонажи идут по аллее в одном
                        направлении, потом показываем играющую в песочнице девочку, луч солнца через листву,
                        (эти законы действуют в фильмах любого жанра). И после этого можно комфортно  показать
                        персонажей с другой стороны, идущих по отношению к зрителю в противоположную сторону.
                        В случае с машиной можно показать приборную доску.

                                 2. Пересечь линию маршрута героев с включенной видеокамерой. Этот способ требует
                        искусного владения камерой, сделать свою походку плавной, комфортной для восприятия
                        сложно, в таких случаях пользуются кранами, рельсами, стэдикамами.
                                 3.  Снять промежуточный план, где главные персонажи идут прямо на камеру или от нее.



                               Принцип направления взгляда при съемке диалогов.

                           При съёмке диалогов или любой разновидности общения, все планы идущие
                    друг за другом должны сниматься с одной стороны линии общения.

                                Линия общения это линия, мысленно проведённая между двумя общающимися
                        людьми. Не отрезок и не луч, а линия. Эту линию нельзя пересекать при съёмке ни в коем случае,
                        кроме трёх способов перечисленных выше. Соблюдая эти правила, мы получим несколько
                        отличительных свойств нашей видеосъёмки, которые помогут зрителю комфортно воспринять
                        фильм. Если один персонаж смотрит вправо, то другой
всегда смотрит влево. В этом случае
                        человеческая психика принимает правую и левую стороны с позиции и ощущений персонажа, без
                        надобности не требуется пересекать линию общения, даже используя методы, описанные выше.


                                  Монтаж по фазе движения.

                    Каждый следующий кадр сцены должен продолжить предыдущее движение по фазе

                                 Простой пример: два кадра с марширующими солдатами. На первом, мы видим как правые
                        ноги движутся вниз, на другом они опускаются на землю. Наверняка солдаты не должны в этом
                        месте сбиваться с ритма. И опускаться во втором кадре должна та нога, которая опускалась в
                        предыдущем. В кино при просмотре несогласованного движения по фазе у потомственных
                        строевиков может наступить истерика. Это правило нужно применять к каждому видео, где
                        движения имеют хорошо просматриваемые фазы.
                                 Ещё один пример, где, используя этот закон, и можно сгладить ненужные нарушения других
                        монтажных законов. Переходом по фазе движения хорошо маскируется нарушение закона
                        крупности. На первом кадре мы видим, как главный персонаж (первым средним планом)
                        размахивается, а в момент движения руки, мы изменяем план на дальний (что бы показать,
                        куда полетит выпускаемый из руки камень).

                                  Монтаж по яркости и цветности.

                                 Кадры в сцене не должны иметь сильных различий по яркости и цвету. Любые изменения
                        яркости и цвета должны осуществляться постепенно. Изменения яркости и цветности в кадре
                        не должны вызывать раздражения.
                                 Пример: персонаж заходит в темную комнату с ярко освещённой улицы.
                        Есть несколько приемов, для сглаживания этих скачков (эти приемы подходят и при стыке
                        кадров во всех других случаях).

                                                
Не меняющаяся звуковая картина.
                                 Звуковая картина в процессе смены кадров не должна изменяться. Если певец поёт в
                        первом кадре, то песня не должна прерваться при смене на другой план.

                                                
Внутрикадровый монтаж.
                                 Суть его  в том, чтобы зайти вместе с персонажем в комнату, не выключая видеокамеры.
                        Конечно, это потребует от оператора больших усилий, ведь качка камеры очень нежелательна.
                        Другой способ, внутрикадрового монтажа, можно применить, если мы хотим избежать скачка
                        цветности. На общем плане главный персонаж идет по зеленой аллее. Пришёл момент показать
                        его крупным планом, и в этот момент он подходит к кирпичной стене. При крупном плане
                        обязательно по глазам ударит красный цвет, которого в предыдущем кадре не было. Что делать?
                        Всё решается довольно просто: на первом кадре мы провожаем персонажа, пока стена не
                        появится в кадре и займет большую часть экрана. И никакого дискомфорта зритель не получит.

                                               
Промежуточный кадр.
                                  Важный прием во многих ситуациях, когда нам надо плавно изменить обстановку на экране.
                        Нужен промежуточный кадр, в данном случае по яркости. Персонаж подошел к двери, вокруг
                        ярко и светло. Рука тянется к замку, поворот ключа снимаем крупно, рука уходит. Мы видим
                        дверь с тенью персонажа. И мы ближе к темноте, которая ждёт нас в помещении.

                                 Как вы понимаете, все способы монтажа имеют основную цель снизить дискомфорт при
                        переходе с одного кадра на следующий. Проанализировав конкретные кадры, и выяснив,
                        что именно вам не нравится, можно найти и другие правила.

                                                 
Правила хорошего тона видеографа.

                                           
Использовать правило - сорока пяти градусов.
                                 При видеосъёмке одного объекта или сцены, два кадра идущих последовательно друг за
                        другом не должны сниматься под одинаковым углом к объекту. Необходимо изменением точки
                        съёмки добиться угла между ними приближающегося к 45 градусам. При этом другие правила
                        также должны выполняться.
                                 Изменение по крупности кадра не будет выглядеть как мгновенное приближение или
                        удаление объекта, что ведет к ненужному эффекту. Это выглядит примерно так, как изображено
                        на схеме ниже.

                                                                                      

                                 В правом верхнем углу схемы два изображения обозначающие людей при создании
                        раскадровки в кинематографе. Две камеры с показанными углами съёмки. Два человечка
                        стоят или движутся  в левый нижний угол схемы. Две точки съёмки разнесены не случайно.

                                  1. Линии движения не пересекают друг друга, следовательно, правило по направлению
                         движения соблюдается.
                                  2. Линию общения съёмка не пересекает, если движущимся людям захочется поговорить,
                         то правило по направлению взгляда тоже будет соблюдаться.
                                  3. Если смотреть на углы камер относительно персонажей, то правило по крупности
                         мы так же соблюдаем: из точки съёмки 1 снимаем первый средний план, а из точки съёмки 2
                        снимаем общий план.
                                  4. Две красные линии, показывают биссектрисы углов камер, которые пересекаются
                        под углом 45 градусов.


                                  Избегать повторения движения камеры.
                                  При попытке видеооператоров после панорамирования или игрой приближение-удаление,
                        видеооператор возвращается на тот кадр, с которого камера начинала движение, обратным
                        маршрутом. После приближения
сразу же камера движется обратно. После поворота налево
                        
идет поворот направо. Надо ли говорить, что эти действия наблюдать зрителю некомфортно?
                        При постановочной видеосъёмке это, ни в какие ворота не влезет, а как поступить с репортажной
                        съёмкой
? Надо снова вернуться в ту же сцену, ребенок или собачка движется по кругу.
                        Сделали наезд, (надо показать какую-то важную деталь), и снова на общий план, там происходит  
                        что то очень важное, зрителя нельзя долго держать в неведении... Как же поступить?
                                 На помощь приходит монтаж нашей видеозаписи в различных видеоредакторах. Один из
                        повторяющихся кусков движения камеры (приближение или удаление) можно заменить снятой
                        заранее перебивкой. То есть кадр, где зритель увидит то, чего нет на соседних кадрах, но снятых
                        в этом же месте и в это же время (раньше или позже основного сюжета).
                                 Этот же монтаж позволит просто отрезать кусок, ничего не вставляя взамен. Это возможно
                        если в этот момент персонажи сцены не произносили важных фраз или действий.
                                 При ответственной съёмочной работе вы обязаны запастись перебивками, это идеальная
                        "палочка-выручалочка" для стыка большинства кадров.
                                 Найти дополнительную третью позицию и перейти в нее другим способом. После того
                        как произвели наезд (а вам тут же понадобилось уйти обратно на общий план), можно
                        применить панорамирование.

                                Пример: на празднике, в толпе вы выхватили наездом ребёнка, внимательно изучающего
                        подаренный ему флажок. Не надо спешить делать отъезд, проведите камерой в любую сторону,                         пока ребёнок полностью не покинет кадр, и наведитесь на какой-нибудь другой объект.
                        Это следует делать как можно плавнее, без лишнего ползанья в кадре. После этого, немного
                        выждав (зритель должен понять, что вы ему показываете), можно спокойно сделать отъезд,
                        (или одновременно) панорамированием вернуться на общий план. Такая съёмка будет комфортнее
                        восприниматься зрителями. То же самое, если вы только что провели панораму.
                                 В следующем движении камеры до следующей цели обязательно воспользуйтесь зумом.
                        Этот прием не подходит для постановочной съёмки, но мы рассматриваем те задачи,
                        которые возникают при попытке хорошо снять видео для своего семейного архива.

                                                            

                                  Типичное движение камеры новичка при попытке приукрасить сцену: наезд на одного из
                        персонажей, и через некоторое время отъезд обратно.



                                                    

                                   Более интересное решение: после наезда на одного из персонажей делается
                        панорамирование на другого персонажа, и только после того, как зритель рассмотрит этот кадр,
                        снова отъезжаем на общий план.

                                   Дать зрителю отдохнуть от главных героев.
                                    Не дать зрителю почувствовать даже небольшой дискомфорт от нарушения какого-нибудь
                        закона. Поверьте, снять самую обычную сцену станет очень сложно. А отснять по всем
                        правилам осмысленными действиями трёхминутный эпизод - это задача для съёмочной группы
                        профессионалов.


                                             Читать: Часть 1  ,  Часть 2.





 
Назад к содержимому | Назад к главному меню