Часть 2 - Как правильно снимать. - Видеосъёмка,фотосъёмка,Студия PINT

Перейти к содержимому

Главное меню

Часть 2 - Как правильно снимать.

Статьи > Как правильно снимать.

                                   План, смена планов и правила монтажа.

                                                                                                                                                                                                                        
                                                  


                              Если долгое время любоваться одним планом (выберите любой из четырёх кадров) мы
                        скорее всего начнём скучать. В первом кадре нам захочется взглянуть в глаза персонажам, увидеть
                        место, так трогательно они смотрят друг на друга. В кадре 2
увидеть руки визажиста.
                        В кадре 3
посмотреть на невесту полностью в свадебном платье! Кадр 4 неизвестен, что это
                        за место, где стоит свеча, что рядом?
                        Даже такая специфическая видеосъёмка, как футбольный матч, бригада видеооператоров
                        пытается снимать не одним крупным или общим планом (для того чтобы не пропустить быстрое
                        и непредсказуемое изменение событий), и всегда разнообразят видеосъёмку крупными и
                        детальными планами. Снимают эмоции на лицах игроков , болельщиков.

                               Итак, какие планы и в какой последовательности нужно показывать зрителю? Задача
                        видеографа
сделать видеосъёмку максимально комфортной для просмотра. Введем
                        классификацию планов по величине. В большинстве случаев человек является мерой всего
                        происходящего в кадре, поэтой причине классифицируем относительно человека.


                                    
План - Детальный
                              Мы видим в кадре все детали, подробности. Пальцы на руке, туфелька невесты, мяч
                        или свечка. Большинство видеооператоров упускают такие планы, кто сознательно,
                        а кто и  нет. Для того чтобы снять такие кадры, необходимо приблизится в упор к объекту
                        или снимать с большим приближением (бороться с тремером в руках, задерживать дыхание
                        и тому подобное). А без детального плана не обойтись.

                                                          

                                Видео, не обладает избыточным разрешением в отличие от фото. На качественной
                         фотографии человека во весь рост можно рассмотреть марку часов на его запястье не теряя
                         качества, увеличив картинку в несколько раз. В видео, разрешение экрана не позволит такое
                         сделать. Уже при незначительном увеличении при помощи монтажных программ, кадр потеряет
                         четкость.
                                Если вы считаете, что для более полного повествования о происходящем событии вам
                         понадобятся детальные планы
снимайте детали как показано вверху. Представление о
                         текстуре и фактуре материала позволит зрителям глубже погрузиться в происходящее на экране.

                                   
План крупный.

                                             


                               Только в крупных планах видны эмоции, выражение взгляда. Можно взглянуть человеку
                        в глаза и увидеть что происходит у него внутри. При съёмке крупным планом лицо занимает
                        весь экран. Можно рассмотреть часть шеи, ворот, но никак не грудь персонажа.
                                Для съёмки такого плана не нужно тычить объективом в лицо. На много эффективнее
                        воспользоваться зумом в разумных пределах. При съемке с близкого расстояния с  широким
                        углом объектива лицо человека становится вытянутым в сторону камеры, черты лица изменяются.
                        Вспомним соседку Шпака, когда Иван Васильевич смотрел на нее через дверной глазок
                        (кстати этот эффект можно взять себе на вооружение).
                                Понятно, что снять крупный план  достаточно сложно. Главная трудность для
                        видеооператора-любителя или профессионала, который работает в жанре репортажной съёмки
                        (когда не возможно воспользоваться штативом)  
это естественный тремер рук, который сразу
                        заметен при съёмке с приличным увеличением, и то, что персонажу достаточно легкого движения,
                        чтобы кадр был утерян. А показывать такой кадр менее пяти секунд обычно бессмысленно.


                           План - Первый средний.

                                                  

                                  Вот так, по наблюдениям психологов, мы видим собеседника, когда общаемся с ним
                        примерно на расстоянии двух шагов. С плана - по грудь и до пояса.


                             План - Второй средний.

                                              

                                Если персонажа видно ниже пояса, но выше коленей этот план называют вторым средним
                        планом. При этом расстоянии (для не вооруженного взгляда) хорошо видна моторика персонажа,
                        связь движений, жестикуляця и мимика человека. С этого расстояния можно рассматривать
                        персонажа, не причиняя ему дискомфорт. Людей, которые предпочтут эти планы
определяйте
                        самостоятельно. Но помним, что важны разные планы.


                                Общий план.

                                            


                                  В общем плане персонаж в полный рост занимает весь кадр по вертикали и разумной
                        вариацией. Такой план хорошо подходит для того, чтобы показать ближайшее окружение
                        главных персонажей. Для новичка-видеооператора подчеркиваем: этот план не прыгает сам в
                        видоискатель. Чтобы  снять такой план, придётся отойти подальше. Мы советуем сделать такое
                        усилие, разнообразные планы необходимы для хорошего фильма.


                                               
Дальний план.

                                                                      

                                  Такой план призван показать все то, что увидит посторонний зритель, который окажется
                        на месте события. Фигура человека займёт ничтожно малую часть экрана. Этот план нужен
                        только для осознания масштаба, ни какой мимики и выражений лица здесь не увидишь.
                        Но сразу станет понятно, где и какое время года и суток происходит в кадре. Для того,
                        чтобы снять дальний план места действия (в другом случае это будет просто пейзаж), оператору
                        требуется отойти достаточно далеко. Эти планы вовремя и к месту
удел профессиональных
                        фильмов, и зритель это всегда оценит.

                                                 
Чередование планов.
                                  Любой кадр видеосъёмки, если он не сменяется за 5-10 секунд, зрителю надоедает.
                        Событие может быть интересным и очень важным, и оторваться от экрана может быть очень
                        сложно, но кадр надоест. Взгляд начнёт искать новые подробности сцены, а их нет. Если в
                        сцене девушка протягивает кочевнику чашку (рисунок выше), то хоть прищурься, хоть прислони
                        лицо к монитору
всё равно не увидим детали. Ни какой план в видео не будет самодостаточным
                        даже малое время. Планы должны меняться. Смена кадров в видеосъёмке называется монтаж. Он
                        встречается внутрикадровый и межкадровый.

                         Внутрикадровый если смену планов и ракурсов делают движением
                        видеокамеры или перемещают объекты съёмки в одной сцене, без остановки съёмки.
                         Межкадровый если последующий кадр зритель видит снятым другой видеокамерой,
                        или этой же видеокамерой, но после изменения ракурса или плана.
                                 Эти два вида монтажа по-своему нужны и по-своему хороши.

                        И так расскажем, в каком порядке мы будем менять планы в фильме.

                                  Монтаж по крупности
                                  Показывать один объект нельзя разными планами, если планы не находятся друг от друга
                         через одну позицию. Исключение составляют связки с дальнего на общий и с детального на крупный.

                                                                   

                                  По такой схеме можно сколько угодно долго показывать зрителю одну сцену и персонажей.
                        Смысл этого закона - показывать зрителю изменение картинки, чтобы он не начал скучать,
                        но не делать этого чересчур резко. Лучше это делать например в паузах разговора ,в конце
                        предложений при переходе разговора от одного собеседника к другому.
                                  Если показывать идущего по парку человека, или сидящую за столиком девушку, то где-то
                        каждые 3-6 секунд (это зависит от динамики сцены и ритма), план обязан меняться, чтобы не
                        усыпить зрителя. По такому закону мы можем показать нашего персонажа во всей красе.



                                                                                                         
  Читать: Часть 1 , Часть 3

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню