Часть 1 - Как правильно снимать. - Видеосъёмка,фотосъёмка,Студия PINT

Перейти к содержимому

Главное меню

Часть 1 - Как правильно снимать.

Статьи > Как правильно снимать.

                                               Как правильно снимать,
                            или уроки по видеосъёмке для начинающих.

В видеосъемке слово кадр имеет несколько значений, которое меняется в зависимости от
контекста его использования.

                   1. Кадр — изображение, видимое на экране.
                   2. Кадротрезок видеозаписи, снятый одним дублем, с момента включения до момента
                                     выключения камеры кнопкой REC. В этом значении можно использовать и другой
                                     
термин — "сцена".

                           Сейчас
мы говорим о кадре именно как об изображении, которое мы видим на экране.
                           Цель этой части статьи — научиться делать правильные и выразительные кадры,
                          
чтобы в любой момент вашей видеосъёмки зритель видел картинку, которая не будет
                           вызывать
внутреннего дискомфорта из-за того, что она неправильно показана.
                          
Законы видеосъёмки — правильного построения кадра - были открыты задолго до
                          
появления кинематографа и фотографии . Открыли эти законы архитекторы и
                          
живописцы первых известных человечеству цивилизаций.

                      
Законам правильной видеосъёмки чужды веяния моды, всевозможных новых
                      
взглядов на искусство и так далее. Законы правильной видеосъёмки
                     
это законы психологии человеческого восприятия, заложенные в нас
                     
природой, поэтому не надо искать повод для инноваций там, где его нет и
                     
быть не может.

                          Центр экрана, который нельзя трогать, но с которым нужно                   
                     
считаться.


                          
Посмотрим на монитор. Видеокамеры обычно предлагают видеооператору выбор из двух
                          
вариантов — снимать с соотношением сторон 4:3 (такой режим видеосъёмки подходит для
                          трансляции
на телевидении) или 16:9 (применяется для просмотра на плазменных панелях
                          
и т.д.). Что невольно привлекает внимание в любом кадре? Не пытайтесь удивить кого-либо
                          
оригинальным ответом, психологи давно решили этот вопрос. В кадре всегда будет интересен
                          
его центр.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
                             Значит ли это, что все интересные объекты в кадре надо располагать в центре? Ответ будет
                       
 необычный.

                            Нет, главные объекты в кадре нельзя располагать в центре! Они будут слишком явно давить
                         
на наше восприятие, создавать дискомфорт. Однако, направление движения в кадре,
                         
направление взгляда (главных объектов съёмки) должно проходить от края к центру.

                         
О понятии "всегда", "нельзя" и других догматических утверждениях.

                              В искусстве нет ничего запретного или невозможного. Поэтому относиться к словам "всегда",
                       
"никогда", "только" — следует критически. Обычно их следует читать как "для того, чтобы
                        
добиться нужного эффекта"... (далее то самое категоричное "нельзя, "всегда" и т.д.).
                        Поэтому отступим от категоричной формы, и заметим, что нарушение правил видеосъёмки
                        
тоже создает у зрителя настроение. Как сказано выше, расположение в центре экрана объекта
                       
создает дискомфорт. Правильно воспользовавшись нарушением правил, мы можем создать
                        
нужную нам атмосферу происходящего на экране. Если хотите дать зрителю почувствовать
                       
на себе суровый взгляд следователя? Расположите лицо следователя прямо в центре экрана,
                        
чтобы его взгляд устремлялся зрителю прямо в переносицу. Не злоупотребляйте этим приемом,
                       
но имейте его в своем арсенале.

                                                                             

                             Несмотря на достаточно дружелюбное выражение лица, вы должны почувствовать некоторый
                        дискомфорт.
                        П
рямой взгляд это выражение угрозы. Достаточно просто понаблюдать за стаей собак,
                        
обезьян, или казарменных "дедов", чтобы понять — явление существует. И мы должны учитывать
                        
этот важный эффект в своей видеооператорской работе.


                                     П
оэкспериментируем с линией взгляда, не давая ей пересечь центр экрана.

                                                          

                            Что происходит? Куда смотрит героиня? Вынеся направление взгляда за границу экрана, мы
                        
создаём у зрителя напряжение, ожидание. В следующем кадре мы оправдываем ожидание зрителя,
                        
показывая, что героиня зажигала стоящий на земле фейерверк.
                                                                                                                      
                    Нарушая правила комфортного восприятия человеческой психики, профессионалы
                    
создают так называемый "акцент", то есть место в видеосъёмке, когда можно
                    
измененить темп и манеры фильма; наращивать напряженность перед внезапным
                    
событием. Если ваши видеозаписи не предусматривают шокирование зрителя,
                    быструю
смену ритмов и настроений — лучше не нарушайть законы, посмотрите,
                   
они будут нарушаться и без вас.

                                Правило "золотого сечения"
                        Правило, вытекающее из "Закона о центре экрана". Где размещаться объектам, если не в
                       
центре экрана? Решение идёт из глубины веков, когда архитекторы и художники открыли
                        
"Золотое сечение". Смотрим на рисунок:

                                      Каждая линия, проходящая по экрану, делит его на две части. При этом одна из частей
                        
по площади больше другой ровно в два раза. Две вертикальные и две горизонтальные линии,
                        
четыре точки пересечения. если хотите, чтобы ваша съёмка не вызывала у зрителя отторжения
                      
на психологическом уровне (неважно, что там происходит)? Старайтесь размещать главные
                        
объекты по этим  точкам и линиям, не забывая о взгляде и движении.

                                                 
                                                    

                         Умение вписать главные объекты в "золотое сечение" — одно из искусств,
                    
которым необходимо овладеть видеооператору. Для тренировки в построении
                    
"Золотого сечения" не обязательно постоянно смотреть в видоискатель
                    видео
камеры или фотокамеры, тренироваться можно всегда и везде, просто
                    
представляя, как бы вы скадрировали те объекты, которые вы видите перед
                    
собой каждый день вокруг себя. Мысленно накидывая сетку "Золотого сечения"
                    
на любую сцену.

                               В процессе видеосъёмка вы будете сталкиваться с ситуациями, когда (по различным
                        
причинам) главный объект видеосъёмки начнёт выходить из кадра. Вот он уже нарушает
                       
пропорцию золотого сечения, вот подходит к самому краю!!! Надо что-то решать? Если идёт
                        
съёмка футбольного матча - тогда ответ понятен, требуется вести мяч и группу футболистов
                        
вокруг и дальше, обычно матчи снимают чтобы зритель мог точно увидеть, кто, на какой
                        
секунде, какой ногой… и т.д. Если за кадром произойдет что-то важное (забьют гол?) —
                        получится, что
ваша видеосъёмка сразу потеряет свою ценность. Но если мы говорим о
                        
художественной съёмке? Тогда подумайте: сцена, где персонаж подбегает к границе кадра,
                        
затем зритель увидит судорожное дёрганье видеооператора с целью не дать ему "убежать"...
                        С
цена, пригодная для любованию, уже кончилась, причем в момент, когда персонаж пересек
                        
границу не кадра, а как только разрушил композицию. Что-же делать в момент разрушения
                        
композиции? Если невозможно плавно, ненавязчиво для зрителя, подстроить кадр — то у нас
                        
два варианта.

                               1. Снять другой (следующий) план, где персонажи снова вписаны в золотое сечение.
                        Причем следующий кадр должен "подхватить" сюжет в тот момент, когда он начал своими
                        действиями "портить" красоту предшествующего кадра. Может быть ,следующий план
                        видеосъёмки понадобится сделать статичным (неподвижным) (если вдруг персонаж
                        промелькнёт в кадре, и лови его опять), и сразу задать определённое панорамирование
                        (общий план) видеосъёмки, чтобы наслаждаться хорошим кадром подольше. Следующий
                        кадр, должен быть эстетически красивым, а так же должен соответствовать нескольким
                        условиям, о которых будет расказано ниже.

                             2. Дать главным героям уйти из кадра. Не стоит всё время следить камерой за
                        движениями персонажей. Пусть временами персонажи уходят из кадра. Причем, сцена должна
                        заканчиваться только после того, как персонаж уйдёт из кадра полностью.
                                 При репортажной видеосъёмке, когда нет чётко установленного порядка съёмок (вы не
                        можете потребовать переиграть сцену) вам всё время придется думать, каким образом
                        компенсировать неожиданное или непредусмотренное действие, изменение композиции кадра.
                        Если вы не просто видеооператор, а видеограф (человек, который полностью делает законченный
                        видеопродукт), то вечный поиск решений будет всегда сопровождать вас на творческом пути.

                                                                                               
Читаем продолжение: Часть 2 , Часть 3


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню